<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Зачем нужны транцевые плиты?
В период выхода на глиссирование и в момент преодоления
«горба» сопротивления гребной винт на катере работает в тяжелом
режиме. Требуется известное время, чтобы двигатели развили полный
обороты и мощность и вывели судно на глиссирование. Задача управляемых на ходу транцевых плит (рис. 1) состоит в том, чтобы путем
изменения продольной профилировки инища в начальный момент
снизить дифферент катера и «горб» сопротивления, а по мере набирания скорости устранить этот эффект, аналогичный действию подпорного клина.
Рис. 1. Управляемые транцевые плиты с гидравлическим
приводом: а — плита на транце катера; б— пульт управления.
1 - алюминиевая плита; 2 — обтекатель из пружинящей пластины;
2 — пластиковый шарнир; 4 — основание, крепящееся к транцу;
5 - кронштейн; 6 — масляный трубопровод, 7 — гидроцилиндр;
8 — магниевый протектор.
При отклонении транцевых плит на угол а на них появляется
дополнительная гидродинамическая подъемная сила, а также происходит перераспределение давлений на всем днище (рис. 2). По мере
приближения к транцу поток воды, движущийся вдоль днища, подтормаживается, вследствие чего давление здесь заметно повышается
(на рисунке пунктирной линией показана эпюра давления на цнише
катера без транцевых плит).
Рис. 2. Схема действия транцевой плиты: а — дополнительная подъемная сила D, возникающая на плите при ее перекладке;
б — распределение гидродинамического давления на днище.
Транцевые плиты позволяют регулировать ходовой дифферент
во время плавания катера. Например, при выходе в плавание с полным
запасом топлива и пассажирами на борту можно «настроить» катер
на переходный режим движения, установив плиты под большим углом
атаки. При снижении нагрузки отклонение плит можно уменьшить,
снизив тем самым их сопротивление и придав катеру оптимальный дифферент. Для улучшения управляемости при сильном волнении может
возникнуть необходимость увеличить ходовой дифферент катера —
это также возможно осуществить с помощью транцевых плит.
Как правило, на катерах устанавливают две транцевые плиты,
разнесенные к бортам, с раздельным управлением, что позволяет выравнивать не только дифферент, но и крен судна. Это может оказаться
важным для высокобортного катера с развитой надстройкой, когда
он идет под углом к направлению ветра. Чтобы избежать сноса с курса,
руль приходится перекладывать в наветренную сторону. Сила давления
на перо руля и реакция воды на подветренную скулу вызывают крен
судна в сторону ветра. При этом возрастает сопротивление в результате
погружения скулы и повышенного брызгообразования. Увеличив
угол атаки транцевой плиты со стороны накрененного борта, можно
выровнять катер. Плиты используют и при резких поворотах — если
не забыть опустить внутреннюю по отношению к центру циркуляции
плиту, то крен не будет чрезмерным.
Существующие конструкции транцевых плит можно разделить
на плиты с автоматическим регулированием угла атаки (стартовые
плиты), управляемые дистанционно с поста рулевого на ходу (с помощью
механических, электромеханических и гидравлических устройств),
и неуправляемые плиты, угол отклонения которых устанавливается
на стоянке.
Рис. 3. Автоматические
транцевые плиты «Аква-Стабо (а) и «Ден Оуден»
(б).
Примером плит первого типа может служить устройство «Аква-Стабс», запатентованное Ауслендером и Томасом в США. Ось вращения 4
плиты 5 (рис. 3, а) расположена на некотором расстоянии от транца 1
таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты
упирается в штифты 2, имеющиеся на продольных стенках 3. В момент,
когда катер начинает движение, плита расположена под большим
углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю
часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка
приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад
и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное
положение. Благодаря применению этой конструкции плит существенно
сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной
скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение штифта 2
и оси вращения 4 подбирается опытным путем для каждого катера.
Плиты «Аква-Стабс» изготавливаются тяжелыми, с утолщениемк кормовой кромке.
Таков же принцип действия и автоматических плит голландской
фирмы «Ден Оуден» с параллелограммной подвеской к транцу
(рис. 3, б). Рабочий угол атаки плиты фиксируется с помощью зубчатого соединения и гайки-барашка. На стоянке тяжелая плита висит
в воде под большим углом, как и в конструкции «Аква-Стабс». Как
только давление на плиту достигает определенной величины, она поднимается и остается в предварительно зафиксированном положении.
Плитами фирмы «Джибсон» (см. рис. 1) управляют дистанционно с поста рулевого с помощью гидравлического цилиндра.
Рабочая часть плиты выполнена из стальной пружинящей пластины, соединенной с алюминиевой плитой. Эластичный профиль, вставляемый в пазы
пластин, выполняет роль шарнира.
Выступающие за транец катера плиты могут быть повреждены
при швартовке. Поэтому существуют также плиты, встроенные
в днище катера (рис. 4).
Рис. 4. Транцевые плиты, встроенные
в днище катера.
Простейшие транцевые плиты, регулируемые только на стоянке
и применяющиеся для небольших мотолодок и катеров, показаны на
рис. 5. Плита состоит из алюминиевого угольника 1 и упругой пластины 2. Угол отгиба задней кромки пластины регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м а = 150 мм, b = 75 мм;
для катеров длиной 6,5 м a = 200 мм, b = 120 мм.
Рис. 5. Транцевая плита простейшей конструкции.
Для крупных катеров расстояние от кормовой кромки плиты до
транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по
ватерлинии, а ширину плиты — равной 1/4 — 1/5 ширины корпуса на
скуле.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>