<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Катер на гидролыжах.
Принцип глиссирующих пластин малого удлинения используют также для катеров на гидролыжах. Назначение
лыж такое же, как и подводных крыльев, — поднять корпус катера
над водой, с тем чтобы уменьшить его сопротивление и степень воздействия волн. Разница заключается в том, что лыжи не находятся под
водой, а скользят по ее поверхности. На стоянке и при движении с небольшой скоростью лыжи прижаты к днищу и не оказывают влияния на величину сопротивления корпуса. При выходе на глиссирование корпус с помощью гидравлических домкратов «отжимается» от
лыж и не смачивается водой.
Гидролыжи обладают более низким гидродинамическим качеством,
поэтому необходимы большие затраты мощности для достижения
такой же скорости, как судна на подводных крыльях. Напомним, что
качество крыла большого удлинения, у которого рабочими являются
обе поверхности, достигает 25, в то время как качество узкой и длинной глиссирующей пластины с отношением b/L = 0,1 или менее не превышает К = 5,0 при реальных нагрузках. Однако конструкция,
технология изготовления лыж и их эксплуатация проще. А главное —
достигается эффект значительного снижения ударных перегрузок при
плавании на волнении (как показали испытания, перегрузки оказываются в 2—4 раза меньше, чем на корпусе обычного катера).
На широком днище при внезапном увеличении угла атаки подъемная сила резко возрастает и судно выбрасывает в воздух. Коэффициент подъемной силы узких гидролыж зависит от изменения угла
атаки в меньшей степени. Кроме того, имеет значение и то, что лыжи
сильнее нагружены гидродинамически, чем широкий корпус, поэтому
ударные нагрузки от волн меньше по отношению к общему давлению
на лыжи. Наконец, и площадь днища, подверженная удару на высоте гребня волны, у катера на гидролыжах оказывается меньше,
чем у обычного катера. Дальнейшее снижение силы удара (в 3,5—
5 раз) возможно за счет амортизации крепления лыж к корпусу.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>
|