<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Как определяется грузоподъемность
и вместимость лодок и катеров?
Максимально допустимая грузоподъемность прогулочных и туристских судов обычно зависит от объема их корпуса. По
правилам американской ассоциации BIA, например, объем корпуса
вычисляется от киля до плоскости «статического плавания» SFP
(рис. 1).
Рис. 1. Схема обмера корпуса для вычисления его объема.
SFP1 — плоскость «статического плавания» при наличии подмоторной ниши;
SFP2 — плоскость «статического плавания», если транец не имеет самоотливной
подмоторной ниша
Эта условная ватерлиния проходит через самую верхнюю
точку форштевня и ниже каких-либо отверстий в корпусе, через которые в него может попадать вода. В случае если транец имеет вырез
под мотор, плоскость «статического плавания» SFP
2 проходит через
верхнюю кромку транца. Если подмоторная ниша отделена от кок-
пита водонепроницаемой переборкой, то плоскость SFP
1 касается
верхнего края переборки.
Для вычисления объема корпуса ниже этой ватерлинии его рассекают четырьмя поперечными сечениями, площадь которых до уровня
SFP рассчитывается по правилу Симпсона или планиметрированием
(в первом случае в качестве ординатберутся высоты сечений по батоксам, как показано на рис. 1). По этим площадям, также с помощью правила Симпсона или правил трапеций, вычисляется полный
объем корпуса, из которого вычитается объем подмоторной ниши,
если она есть. Заметим, что ниже уровня SFP
1 в переборке подмоторной ниши не должно быть никаких отверстий, кроме одного диаметром не более 76 мм для прохода тросов дистанционного управления.
Расчет допустимой нагрузки для лодки с подвесным могором
осуществляется по следующей формуле:
Q
1=1/5(γV-G
1),
где γ — плотность воды; V — объем корпуса на плоскость SFP; G
1 —
масса лодки, включающая корпус и оборудование, постоянно в ней
закрепленное.
Грузоподъемность катера со стационарным двигателем определяется по формуле
Q
2=1/7(γV-G
2),
где G
2 — масса катера с учетом массы двигателя и бензобаков, заполненных горючим. Пассажировместимость судна можно определить,
разделив допустимую нагрузку Q
2 на 100 кг.
Массу пассажиров для лодки с подвесным мотором находят вычитанием из максимально допустимой нагрузки массы подвесного
мотора (максимально допустимой для данного типа лодки мощности),
массы заполненного бензобака и электростартерной батареи. Например, объем корпуса мотолодки «Прогресс-2» по ватерлинию «статического плавания» равен 3,27 м3; масса корпуса — 170 кг; масса подвесного мотора «Вихрь-30» — 48 кг; масса бензобака — 22 кг и стартерной батареи — 10 кг.
Таким образом, по правилам BIA, максимально допустимая нагрузка должна была бы составить
Q
1 = (3270 — 170)/5 = 620 кг,
а масса пассажиров, допускаемых к посадке в лодку:
Q
пас = 620 — (48 + 22 + 10) = 540 кг
или 540 : 100 = 5 чел.
В некоторых случаях пассажировместнмоеть небольших гребных лодок и мотолодок определяют по формуле n=LB/1.4 (L — длина;
В — ширина корпуса).
Однако окончательно пассажировместимость лодок устанавливается лишь после испытаний их остойчивости и непотопляемости
(см. ниже).
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>