<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Что важно учесть при проектировании водоизмещающего
и полугриссирующего катера?
Старый принцип катеростроения — «длина бежит» остается справедливым и для современных катеров, рассчитываемых на
относительные скорости в диапазоне Fr = 0,3—0,6, для которых
всегда желательно принимать максимально допустимую длину корпуса при умеренной его ширине. Отношение длины корпуса по ватерлинии L к ширине В для катеров длиной 6—12 м принимается обычно
в пределах 3,3—4. Для уменьшения волнового сопротивления водоизмещение катера D важно распределить на достаточно большую длину.
Характерная величина отношения L/D1/3 = 4 — 5.
На скоростях Fr = 0,4—0,8 важно обеспечить минимальный ходовой дифферент на корму для того, чтобы волнообразующая длина
судна по ватерлинии была максимальной. Дифферент более 1,5—2°
нежелателен, так как существенно увеличивается сопротивление
судна. В вышеуказанном диапазоне скоростей дифферент определяется обводами кормовой части судна. При скорости выше Fr = 0,40
применима только транцевая корма с определенным углублением транца ниже ватерлинии и углом килеватости днища у его кормового среза
(рис. 4). Чем выше скорость, тем полнее должна быть конструктивная
ватерлиния в корме катера и больше ее ширина на транце.
Рис. 1. Рекомендуемый угол килеватости
днища на транце (а)
и относительное углубление транца (б).
β — угол килеватостя днища; Т — осадка корпуса максимальная;
t — углубление транца ниже ватерлинии.
Для катеров переходного к глиссированию режима (Fr = 0,5—1,2) целесообразно увеличивать ширину до соотношения L/B=2,8—3,2 и снижать по возможности общую массу катера. Кроме того, у этих
катеров должно быть плоское днище в кормовой части корпуса.
Относительная скорость Fr = 0,5—0,6 требует больших энергетических затрат, что нужно учитывать при разработке проекта катера
(например, удлинять корпус).
На тихоходных катерах (до Fr = 0,3) можно допустить сравнительно полную ватерлинию в носу с углом между диаметральной плоскостью и ватерлинией α=18—20°. Для более быстроходных судов
предпочтительны острые носовые ветви ватерлиний — α < 15°.
Если корпус катера очень широкий (отношение B/T > 5) и имеет
малую осадку Т, вода обтекает его скорее по батоксам, чем по ватерлиниям. В этом случае заострять корпус в носу и корме не имеет смысла, так как с точки зрения сопротивления воды оптимальными являются обводы санного типа — почти прямоугольные в плане,
с плавными линиями батоксов. Величина углубления транца должна
соответствовать режиму движения. Для уменьшения высоты
носовой волны и улучшения поворотливости подобных судов можно
рекомендовать скругление скулы в носовой части по достаточно большому радиусу.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>