<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Остойчивость судна при больших углах крена.
Выше речь шла главным образом об обеспечении началаной остойчивости — при наклонениях в пределах 5—10°. При больших углах крена обводы корпуса должны быть такими, чтобы центр
величины возможно больше смещался в сторону накрененного борта,
а площадь и момент инерции креповой ватерлинии сохраняли бы свою
начальную величину или даже увеличивались. Для небольших открытых лодок идеальным можно считать, например, корпус с выпуклостями близ скул, с транцевым носом или приближающейся к овальной форме в плане. Вообще, чем более ясно выражена
скула на корпусе, тем остойчивее лодка. Для гребных плоскодонных
лодок важен достаточный развал бортов наружу по всей длине корпуса. При нормальных соотношениях длины к ширине можно считать, что плоскодонная лодка с разваленными наружу бортами оказывается более остойчивой, чем лодка с сечением по миделю, близким
к окружности.
Важными характеристиками для малого судна являются высота
надводного борта и угол крена, при котором происходит заливание
лодки водой. Поскольку величина водоизмещения мала, эти параметры,
так же, как и ширина, играют важную роль в обеспечении остойчивости при динамическом действии внешних сил: чем выше надводный
борт и позже вода начинает поступать в корпус, тем большая энергия
кренящих сил поглощается восстанавливающим моментом судна.
Минимальной высотой надводного борта для открытых судов в полном
грузу можно считать норму Морского Регистра , предъявляемую к спасательным шлюпкам: она должна составлять не менее 6% длины судна. Для обеспечения же способности держаться на взволнованной поверхности воды высота надводного борта в носу должна быть
увеличена до 10% длины.
Если на малых судах ожидается большой крен при эксплуатации,
в частности при плавании под парусами, выполнении спасательных
операций и т. п., рекомендуется предусмотреть хотя бы неширокую
бортовую опалубку (120—250 мм). При внезапном крене экипаж должен быстро перемещаться на другой борт, чтобы откренивать лодку
еще до попадания в нее воды.
На глиссирующих корпусах с обводами «глубокое V» недостаточную начальную остойчивость можно компенсировать увеличением
восстанавливающего момента при больших углах крена с помощью
уширения корпуса в носовой части и применения обводов типа "кафедрал".
При проектировании всепогодных спасательных катеров для
открытого моря, а также морских яхт стараются обеспечить положительную остойчивость и незаливаемость вплоть до крена 90°.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>
|