<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Что такое самоотливной кокпит?
Часто малые суда приходится использовать в суровых
условиях, например, для перевозок почты по порожистым рекам,
спасательной службы в зоне прибойной волны и шторм и т. п. Для
этого необходимы абсолютно надежные непотопляемые суда, снабженные самоотливным кокпитом. Такими судами можно считать беспалубные лодки с просторным кокпитом, позволяющим экипажу свободно перемещаться вдоль бортов по всей длине судна. Характерное
судно подобного типа — тримаран «Бостонский китобой» (см. тримараны).
Его пятиметровый корпус изготовлен из стеклопластика и имеет трехслойную конструкцию — пространство между наружной и внутренней обшивками заполнено пенопластом. Кокпит образует герметичную ванну, дно которой расположено примерно на 150 мм выше ватерлинии, а в транце предусмотрены шпигаты — отверстия с невозвратными захлопками для слива за борт попавшей в лодку воды. В случае если волна полностью заливает лодку, достаточно всего две минуты,
чтобы освободить кокпит, и судно может продолжать путь с прежней скоростью.
Для того чтобы судно не потеряло остойчивости при заливании
волной, необходимо распределить по бортам у планширя достаточное
количество пенопласта, а для сохранения правильного дифферента —
в носу и корме предусмотреть отсеки, ограничивающие распространение воды. Важно также, чтобы сечения сливных шпигатов обеспечивали быстрое осушение кокпита.
На тримаране «Бостонский китобой» благодаря самоотливному
кокпиту стало возможным уменьшить высоту надводного борта и,
как следствие, улучшить управляемость катера в штормовых условиях.
При проектировании малых мореходных судов с подвесными
моторами необходимо предусмотреть возможность работы мотора
при заполнении корпуса лодки водой. В этом случае головка мотора
(двигатель) должна располагаться надводой. Если топливная система
герметична, то удается завести мотор и дать ход лодке; вода уходит
из кокпита сначала через верхний край транца, а затем через сливные
шпигаты.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>
|