<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Что такое "горб" сопротивления?
В начале разгона сопротивление глиссирующего катера
изменяется по тем же законам, что и для водоизмещающего катера.
Момент, когда гидродинамические подъемные силы на днище
катера достигают достаточной величины и корпус начинает всплывать,
хорошо виден на кривой зависимости сопротивления воды движению
катера от скорости в виде характерного изгиба — «горба» (рис. 1).
Рис. 1. Характерная кривая сопротивления глиссирующего
катера, режимы движения и рекомендуемые обводы корпуса.
I — режим водоизиещающего плавания (круглоскулые обводы);
II — переходный режим (круглоскулые обводы с плоским участком днища в корме или остроскулый корпус),
III — режим глиссирования (остроскулые обводы с умеренной килеватостью днища в корме);
IV — режим глиссирования (остроскулые килеватые обводы; при FrD > 5 — «глубокое V» в сочетании с продольными реданами).
А — «горб» сопротивления.
При дальнейшем повышении скорости в связи с уменьшением смоченной поверхности и дифферента сопротивление катера может заметно
снизиться и впоследствии возрастать уже по другому закону, с меньшим
прогрессированием, чем при водоизмещающем плавании.
«Горб» сопротивления располагается в зоне переходного к глиссированию режима при Fr D = 1,5—2,5. Наиболее заметен максимум
на кривой сопротивления при большой нагрузке судна, при его кормовой центровке, в случае обводов с повышенной килеватостью днища
в корме, у глиссирующих катамаранов. Эффективными способами
снижения «горба» сопротивления являются перенос центра гидродинамического давления при разгоне в корму (например, в результате
использования транцевых плит) или временное смещение
вперед центра тяжести путем перемещения экипажа или заполнения
носовой дифферентной цистерны.
Переходный режим и «горб» сопротивления часто служат определяющими характеристиками при выборе движителей и мощности
двигателей катера, особенно при пологой кривой сопротивления,
подобной показанной на рис. 1. Тяга гребного винта, развиваемая
в период разгона, должна с достаточным запасом превышать ординату
«горба» сопротивления, чтобы вывести судно на глиссирование.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>
|