<< Предыдущая К оглавлению Следующая >> Характерные параметры глиссирования.
Рис. 1. Основные параметры, характеризующие глиссирующий катер.
Длина смоченной поверхности корпуса глиссирующего
катера является величиной переменной в отличие от длины судна,
идущего в водоизмещающем режиме. С другой стороны, существует
взаимосвязь между массой катера D, гидродинамической подъемной
силой Y, силой сопротивления R и скоростью v. Поэтому относительная скорость глиссеров характеризуется числом Фруда, в котором
вместо длины по ватерлинии используется величина "корень кубический из V", где V, м
3
— объемное водоизмещение катера на стоянке, в пресной.воде численно равное его массе (в тоннах):
Режим чистого глиссирования характеризуется числом Fr
D < 3,
переходный режим — Fr
D = 1—3.
Помимо числа Фруда глиссирующие суда принято характеризовать величиной гидродинамического качества
K=V/R ;
в режиме чистого глиссирования,когда масса катера полностью воспринимается подъемной силой,
K=D/R .
В расчетах часто используется обратная величина — коэффициент
глиссирования
ε=R/D .
Чем ниже этот коэффициент, тем меньшая мощность двигателя требуется
для того, чтобы вывести на глиссирование судно данной массы. Для
большинства малых катеров и мотолодок ε = 0,18—0,25.
Основные параметры, влияющие на глиссирование, следующие:
C
∆ = D/B
3 — удельная нагрузка на днище в состоянии покоя;
В — ширина глиссирующей поверхности днища, и; D — масса судна, т.
C
B = 2D/ρB
2ν
2 — коэффициент динамической нагрузки или удельная нагрузка при глиссировании. У прогулочных мотолодок с днищем
малой килеватости коэффициент C
B обычно равен 0,03—0,08, но оптимальные его значения (0,10—0,15), соответствующие максимуму К,
могут быть достигнуты на легких гоночных судах, обладающих высокой
скоростью и сравнительно небольшой шириной днища.
β — угол килеватости днища, измеряемый между поверхностью
днища и основной плоскостью катера (рис. 1). В кормовой части
корпуса пределы изменения килеватости Р = 0—23°.
ψ — угол ходового дифферента. Зависит от расположения центра
тяжести, угла килеватости и удлинения глиссирующего участка днища
λ = L/B. Оптимальный дифферент для широкого и плоского днища
ψ = 2—4°, для узкого и килеватого ψ = 4—6°.
x
g — расстояние от центра тяжести до кормового обреза днища, м.
m
∆ - относительная центровка катера.
L
см— смоченная длина корпуса при глиссировании, м.
B
см— ширина смоченного участка днища, м.
L
см и B
см являются параметрами, определяющими как сопротивление трения глиссирующего катера, так и устойчивость его движения в продольной и поперечной плоскостях.
<< Предыдущая К оглавлению Следующая >>